По нашим подсчетам за последние несколько лет по тематике, посвещенной основам межличностных взаимоотношений в научной литературе, главным образом зарубежной, опубликовано около 4000 статей. Одновременно эти вопросы, как правило, освещаются в отдельных главах профилирующих учебников и пособий (Kidd, 2005; Murray, et al., 2003; Scully, 2004).
Анализ результатов проведения первоначальных собеседований (интервью) с пациентами показывают, что умение качественно их проводить закладывают основу в будущий терапевтический союз (альянс), который и послужит залогом успешного лечения в дальнейшем (Steyn, Borcherd and van der Merwe, 1999).
Важнейшими качествами при формировании соответствующих навыков, как уже говорилось выше, являются: умение выделить главное и быть терпеливым с теми, кто не может четко сформулировать свои озабоченности. Проведение семинаров по указанной тематике в ряде зарубежных стоматологических учебных заведений дали студентам-стоматологам определенные практические навыки, которые помогли им повысить свое умение проводить первоначальные собеседования.
Хотя письменные пособия играют свою положительную роль для повышения профессионального мастерства и установления нормального общения с пациентами, как показывает опыт, следует чаще прибегать к просмотру видеозаписей стоматологов, проводящих рабочие интервью в клиниках. И, что особенно важно, разбирать детали таких собеседований на семинарах с небольшими группами студентов, что помогает им лучше развивать навыки профессионального общения.
источник: Л. И. Ларенцова "Психологические
подходы к стоматологической практике"
Статьи по теме:
Обучение стоматологов психологическим основам отношений с пациентами
Владение стоматологом психологическими методами воздействия на пациента
Практика работы со сложными клиническими случаями
Совершенствование качества навыков межличностного общения
Совершенствование методов взаимоотношений стоматолога и пациента
Обеспечение потребности пациента в качественной стоматологической помощи