Понимание врачом-стоматологом психологических нюансов отношений при общении с пациентом и его искреннее желание понять пациента, проникнуться к нему симпатией, во многом предопределяют результативность его рекомендаций, реакцию на них пациента и в, конечном итоге, эффективность всего курса лечения зубов.
Во многих отношениях психологическая составляющая такого взаимодействия помогает как частному стоматологу, так, разумеется, и пациенту. Поэтому факторы, способствующие позитивному развитию взаимоотношений частного врача-стоматолога и пациента, одинаково важны для обеих участников процесса. Психологический фактор или, другими словами, индивидуальные особенности типологии пациента должны учитываться в общей клинической диагностики любого заболевания.
Что касается врача- стоматолога, то он просто обязан владеть некоторыми приемами и методами арсенала психотерапии, пользоваться ими не только в момент консультации по телефону, непосредственного стоматологического осмотра уже в самой клинике, постановке диагноза, но и на протяжении всего курса лечения зубов пациента.
Не смотря на важность налаживания рабочего взаимодействия частного стоматолога и пациента и признание важности устойчивости этих отношений, трудно выделить основные стандартные их модели. Тем не менее я бы выделила три основных типа по принципу "активности-пассивности" поведения частного врача стоматолога и пациента. Буду их называть от имени врача-стоматолога, т.к. именно он по моему глубокому убеждению должен владеть ситуацией лечебного процесса и вести ее в нужном грамотном русле во благо, однако, того же пациента.
Итак:
1. Активная модель , когда врач-стоматолог полностью берет на себя ответственность как за лечение пациента, так и за выбор конкретного плана действий в процессе этого лечения зубов. Эта модель лишает пациента права на какую- либо реакцию согласия или несогласия с любым действие частного стоматолога.
До недавнего, советского времени эта модель была преобладающей, если не единственной при посещении пациентом районной стоматологической поликлиники, когда ему ( т.е. нам) сначала не давали открыть рот, чтобы сказать хотя бы какое-нибудь свое соображение по поводу больного зуба, а потом не разрешали его закрывать, чтобы мы, взяв реванш, попробовали что-то возразить против "безупречных действий" единственного на весь район частного врача-стоматолога. Слава Богу, на сегодняшний день этот тип "высоких взаимоотношений врача-стоматолога и пациента" себя изживает, проявляя свою живучесть все в тех же районных поликлиниках. Хотя, в определенных случаях, эта модель актуальна и сегодня, например, когда пациент находится в бессознательном состоянии.
2. Пассивная модель- является прямой противоположностью первой, это уже ближе к первому десятилетию постсоветского периода. Ознаменован этот период появлением так называемых "новых русских", тем более когда "совсем новые" и "особенно русские". Если в первой врач-стоматолог диктует, то в пассивной моделе главный диктатор, организующая и направляющая сила- это Новый Пациент, который платит...или не платит. Частный стоматолог выступает только в качестве источника информации, (хотя Пациент и так все знает лучше него) и исполнителя- его точка зрения и даже мнение иногда выслушиваются но, как правило, не учитываются. В этой моделе Пациент ведет себя независимо- он сам принимает решения. Правда, ответственность за принятие "новых решений" несет, тем не менее частный врач-стоматолог.
3. Психодинамическая модель... нет Вы неправильно поняли! Не смотря на устрашающее название,- это не активное противодействие, когда оба участника процесса- врач-стоматолог и пациент выступают в ролях бескомпромиссных диктаторов положения (хотя, приходится признать, что и этот тип взаимоотношений можно наблюдать в наше переломное время,- но мы его рассматривать, в силу абсолютной деструктивности, не будем). Так вот напротив, психодинамическая модель подразумевает активное взаимодействие стоматолога и пациента. В ней частный стоматолог и пациент одинаково автономны, но они совместно обсуждают предстоящий план лечения, обмениваются информацией и, представьте себе,- в конечном итоге приходят к совместному решению. Этой моделе присуща гибкость во взаимоотношениях "врач-пациент".
Так возникает новый тип взаимоотношений частного врача-стоматолога и пациента. Для такого уровня характерно доверие сторон друг другу, динамика взаимодействия, способность обоих партнеров принимать участие в процессе нахождения совместного решения. Все строится на взаимодействии двух людей, занятых общим делом и одинаково заинтересованных в успешном его завершении.
Используемая литература: Л.И. Ларенцова
"Психологические подходы к стоматологической практике."
Статьи по теме:
Стоматология и психология
Взаимоотношения стоматолога и пациента
Какие чувства вы испытываете при посещении стоматолога
Установление контакта "стоматолог- пациент"
Способность стоматолога сопереживать
Что нам мешает полюбить друг друга...
Стоматология, Москва, м. Третьяковская,
ул. Малая Ордынка, дом 11
Profzub © 2013-2024
Стоматология на Третьяковской,
Москва, ул. Малая Ордынка, д. 11
+7 (495) 763-2205