Как показал анализ исследования, большая часть группы (более половины участников- 61%) оказалась подверженной стрессу в слабой форме. Средний возраст этой группы участников оказался на десять лет выше, чем у стоматологов, которые вовсе не обнаружили в процессе исследования симптомов стресса. Стаж работы практически в два раза больше по отношению к той же части специалистов без признаков рабочего переутомления. В частности было отмечено большее напряжение отношений как с коллегами по работе, так и с пациентами, неуверенность в себе и в возможности карьерного продвижения, возникшие трудности в семейных отношениях. Одной из версий такого положения было предположение исследователей о компенсации профессиональных сложностей в зависимости от стажа и опыта работы.
В группу умеренного стресса вошли лица, у которых отмечался высокий суммарный балл синдрома эмоционального выгорания ( 101-150 балов отмечено у 44,4%, 150 и выше- у 30,4% от всех, составивших эту группу).
Среди симптомов эмоционального выгорания у этих стоматологов наиболее выраженной была (15,9 +- 7) редукция профессиональных обязанностей, проявляющаяся в экономии своего времени, посвящаемого пациенту, в ощущении работы через силу, обремененности чужими проблемами при неспособности отказать кому либо в просьбе. В такой же степени выраженности (14,9+- 3,6 и 16,9+- 6,6) отмечались у них симптомы неадекватности эмоционального реагирования и эмоционально нравственной дезориентации, выражающиеся в неприязни или безучастности к сослуживцам и пациентам, в смещении интересов и ценностей в сторону большей ориентировки на эгоистические потребности.
За рубежом существуют программы семинаров, разработанные по профилактике ПС и СЭВ. Одна из них рассчитана на шесть месяцев и дает возможность стоматологам нейтрализовать факторы, которые способствуют ускорению процесса выгорания. Хотя программа носит долгосрочный характер, она доказала на практике, по мнению авторов, что под ее воздействием у стоматологов значительно снижается уровень эмоциональной опустошенности, увеличивается самооценка (Gorter, 2000).
К сожалению наши стоматологи получают недостаточную подготовку в плане приобретения навыков управления межличностными отношениями в трудовом коллективе, по поведенческим навыкам и по работе с трудными пациентами. Возможно, поэтому иногда даже хорошим врачам стоматологам не удается своевременно эффективно регулировать конфликтные ситуации, периодически, ка известно, возникающие в стоматологической практике.
Каждый человек индивидуален, поэтому переживает стресс и реагирует на вызывающие его факторы по разному. Проанализировав этиологию стресса и реакцию на него, врач стоматолог может в некоторых случаях принять профилактические меры самостоятельно. На наш взгляд, индивидуально-типологическая оценка личности, разработанная доктором психологических наук Собчик Л.Н. (2002), может быть одним из помощников врачу в плане самостоятельной оценки своих личностных особенностей и адаптационных возможностей при стрессе.
источник: Л. И. Ларенцова "Психологические
подходы к стоматологической практике"
Статьи по теме:
Профессиональный стресс и синдром эмоционального выгорания у стоматолога
Стресс и стоматология
Стрессовые нагрузки врача-стоматолога
Динамика возникновения стресса у стоматолога
Признаки синдрома эмоционального выгорания у стоматолога
Взаимозависимость профессионального стресса и синдрома эмоционального выгорания
Результаты исследования стресса и синдрома выгорания стоматолога часть 2
Итоги исследования стресса и синдрома выгорания стоматолога
Связь стресса с развитием синдрома выгорания стоматолога
Портрет стоматолога с синдромом эмоционального выгорания