В программу проведения семинарских занятий по навыкам профессионального собеседования для студентов стоматологов включается так же работа со сложными клиническими случаями и проблемными ситуациями: давление родственников, соматизированные пациенты, конфликтные ситуации на почве культурных, национальных различий, общение с пациентами, страдающими от той или иной зависимости, культурные проблемы, умение донести до пациента неприятные для него известия, использование отдельных психотерапевтических приемов для улучшения качества общения, стоматологическое лечение пациентов и другие.
При выборе семинаров учитывалась специфика взаимоотношения и с пожилыми пациентами, что безусловно важно для создания терапевтического альянса с этой категорией больных. Такие пациенты требуют особого отношения, подчеркнуто уважительного, тактичного и вежливого (Entwistle 1992).
В стоматологических школах Европы, США, Японии и ряде других стран тематика, о которой говорилось выше, сегодня изучается на специальных факультетах, а там, где их нет в обязательном порядке, проводятся практические семинары по формированию навыков профессионального общения с пациентами. Процесс такого обучения строится не отвлеченно-теоретически, а в непосредственной увязке с будущей практической деятельностью врача-стоматолога.
Подобные программы обучения студентов стоматологов носят весьма разнообразный характер, но с обязательной фиксацией внимания учащихся на возрастные особенности пациентов, на наличие у них соматической патологии, состояние их эмоциональной напряженности, боязни, страха, фобии (Hawkins, Locker, 2005; Van der Molen, et al. 2004).
Отдельные занятия со студентами стоматологами проводятся по работе с трудными пациентами (Seoane et al. 2002), с наиболее типичными случаями возможных рисков при лечении и их, профилактике профессионального стресса и конфликтов (Van Dam, Welie, 2001), общения с пациентами различного социального и материального положения (Smith et. 2006 и др.).
источник: Л. И. Ларенцова "Психологические
подходы к стоматологической практике"
Статьи по теме:
Обучение стоматологов психологическим основам отношений с пациентами
Важнейшие качества стоматолога для достижения альянса с пациентом
Владение стоматологом психологическими методами воздействия на пациента
Совершенствование качества навыков межличностного общения
Совершенствование методов взаимоотношений стоматолога и пациента
Обеспечение потребности пациента в качественной стоматологической помощи